Виды познания схема

виды познания схема
Противоположное означало бы справедливость Лаплассовского детерминизма – веру в способность рассчитать всё и вся при условии абсолютно точного знания исходных условий! Теоретическое познание делает свои выводы на основании отражения явлений со всех сторон, включая и внутренние связи и закономерности, а также внешние показатели, получаемые эмпирическим путем. Отсюда вытекает характерное для эмпиризма ограничение на принципиальную познаваемость общих принципов (последних причин) и скептическое отношение к попыткам такого познания. В то, что такие принципы в следующий момент времени не изменятся по произволу, можно только верить. Эти подходы могут быть рассмотрены как взаимодополняющие и представляющие собой разные уровни научных экспертиз, анализирующих объективные условия и субъективные способности их освоения. Эмпирическое исследование изучает явления и их корреляции; в этих корреляциях, в отношениях между явлениями оно может уловить действие закона. Но в чистом виде он выявляется только в результате теоретического исследования.


Последовательно придерживаясь идей эмпиризма, Дэвид Юм обозначает и границы его применимости. Догматики игнорируют конкретность истины, утверждая, что она не зависит от условий, в которых складываются знания. Но абстрактной истины не существует. Наблюдаемый предмет воздействует на прибор, а ученый непосредственно наблюдает лишь результат взаимодействия предмета с прибором. Культур-центристская исследовательская программа предназначена для адекватной узкой группы наук — о культуре, об истории и духе — и не претендовала на общенаучное применение.

Сказанное, конечно, не означает, что личностные моменты и ценностные ориентации ученого не играют роли в научном творчестве и не влияют на его результаты. Любое отражение предметов объективного мира в искусстве одновременно выражает ценностное отношение человека к предмету. Философия науки и техники: тематический словарь. — Орёл: ОГУ. С. И. Некрасов, Н. А. Некрасова. 2010. Представление можно назвать восприятием предмета в его отсутствие. Вот почему нет науки о Боге, смерти, потустороннем мире, НЛО и т.д. Вот почему не может быть «научного креационизма», так как не существует такого опыта, который бы однозначно опровергал положение о сотворении мира. Так, Ф. Кэне предложил аналогию между кровообращением в человеческом организме и движением товарных и денежных потоков в национальной экономике.

Похожие записи: